ЖД Консалтинг

Единый договор с перевозчиком. Анализ некоторых положений.

2023-04-12 14:11
Каждая компания, которая в#nbsp;своей деятельности вынуждена сталкиваться с#nbsp;железнодорожными перевозками знает, что выстраивание юридически грамотных и#nbsp;взаимовыгодных условий работы с#nbsp;ОАО#nbsp;«РЖД»#nbsp;— это нелегкая задача.

Перевозчик, пользуясь не#nbsp;только монопольным положением на#nbsp;рынке предоставления железнодорожных услуг, но#nbsp;и#nbsp;возможностью самостоятельно создавать и#nbsp;устанавливать правила перевозки, часто пренебрегает потребностями клиентов и#nbsp;руководствуется лишь своими собственными интересами.

Количество договоров, которые ОАО#nbsp;«РЖД» заключает с#nbsp;какими-либо послаблениями в#nbsp;сторону клиента, можно пересчитать по#nbsp;пальцам, что уж#nbsp;говорить об#nbsp;условиях, которые возлагают на#nbsp;перевозчика дополнительные обязательства или того хуже#nbsp;— ответственность. Внести такие условия в#nbsp;договор со#nbsp;огромной долей вероятности клиент сможет только в#nbsp;судебном порядке, в#nbsp;котором еще надо будет доказать, что это вынужденная необходимость, без которой взаимоотношения с#nbsp;перевозчиком просто нереализуемы, а#nbsp;не#nbsp;просто ваша прихоть.

Вместе с#nbsp;тем сам перевозчик ежегодно работает над тем, чтобы свести свою ответственность к#nbsp;минимуму, вместо того чтобы улучшать логистику. В#nbsp;данном случае это легко можно проследить на#nbsp;примере работы перевозчика по#nbsp;снижению своей ответственности за#nbsp;просрочку доставки груза.

В#nbsp;2019 году ОАО#nbsp;«РЖД» добивается снижения ответственности по#nbsp;ст.#nbsp;97 Устава железнодорожного транспорта#nbsp;РФ. Отныне клиенты могут выставить только 6% за#nbsp;каждый день просрочки и#nbsp;не#nbsp;более 50% провозной платы. Затем перевозчик начинает активную работу на#nbsp;местах со#nbsp;своими клиентами по#nbsp;заключению договоров на#nbsp;установление иных сроков доставки груза, практически ничего не#nbsp;обещая взамен, но#nbsp;лишь настаивая, что это необходимое условие успешных перевозок. Естественно, речь идет только об#nbsp;увеличении сроков доставки грузов, в#nbsp;среднем на#nbsp;5−10 дней, а#nbsp;в#nbsp;некоторых случаях и#nbsp;до#nbsp;абсурдных 45 дней.

И, наконец, в#nbsp;2022 году ОАО#nbsp;«РЖД» приходит к#nbsp;идее разработки единого договора об#nbsp;оказании транспортных услуг, связанных с#nbsp;перевозкой грузов и/или порожних вагонов железнодорожным транспортом (далее#nbsp;— Единый договор). Перевозчик вносит соответствующие изменения в#nbsp;распоряжение ОАО#nbsp;«РЖД» от#nbsp;28#nbsp;марта 2016 г. № 525/р и#nbsp;утвержденная форма договора становится приложением, которое должен подписать каждый клиент.

Ознакомившись с#nbsp;текстом данного договора, мы#nbsp;нашли его весьма неоднозначным с#nbsp;точки зрения того, что его условия в#nbsp;подавляющем большинстве направлены скорее не#nbsp;на#nbsp;усовершенствование работы с#nbsp;клиентом, а#nbsp;на#nbsp;снижение ответственности перевозчика.

Ниже хотели#nbsp;бы остановиться на#nbsp;некоторых моментах, которые нам показались особенно неприемлемыми и#nbsp;которые, на#nbsp;наш взгляд, могут повлечь определённые риски и#nbsp;неблагоприятные последствия для компаний, которые работают или хотят работать с#nbsp;ОАО#nbsp;«РЖД».



Односторонний отказ и/или приостановление оказания услуг.

В#nbsp;одном из#nbsp;пунктов Единого договора перевозчик оставляет за#nbsp;собой право в#nbsp;одностороннем порядке отказать и/или приостановить оказание услуг в#nbsp;случае неисполнения клиентом договора, а#nbsp;также в#nbsp;случае иных независящих от#nbsp;ОАО#nbsp;«РЖД» причин. В#nbsp;целом такая позиция объяснима, когда клиент не#nbsp;спешит оплатить услуги перевозчика, но#nbsp;большое опасение вызывает определение последним достаточных технических и#nbsp;технологических возможностей, которые в#nbsp;свою очередь можно трактовать довольно широко. Еще хуже то, что за#nbsp;такой односторонний отказ перевозчик пытается ограничить свою ответственность возможностью предъявить только реальный ущерб, да#nbsp;и#nbsp;еще только в#nbsp;том случае, если будет доказано, что обязательства были нарушены умышленно.

Как известно, убытки определяются в#nbsp;соответствии с#nbsp;правилами, предусмотренными ст.#nbsp;15 ГК#nbsp;РФ, которая разделяет их#nbsp;на#nbsp;реальный ущерб и#nbsp;упущенную выгоду.

Представьте себе небольшого оператора, который взял в#nbsp;долгосрочную аренду вагоны, а#nbsp;ему ОАО#nbsp;«РЖД» необоснованно отказало в#nbsp;обслуживании. Никакого реального ущерба нет, вагоны оператора в#nbsp;порядке, а#nbsp;упущенную выгоду он#nbsp;взыскать не#nbsp;может, потому что ранее подписал Единый договор.

Налицо искусственное ограничение права на#nbsp;возмещение клиентами своих убытков. Возмещение упущенной выгоды для клиента, например собственника подвижного состава, будет невозможно, а#nbsp;понесенные расходы будут нуждаться в#nbsp;тщательном доказывании.



Сжатые сроки подписания документов.

С#nbsp;внедрением электронного документооборота с#nbsp;одной стороны жизнь стала проще, но#nbsp;и#nbsp;здесь есть своя отрицательная сторона, когда между компаниями вводится понятие автосогласования.

В#nbsp;очередном пункте Единого договора перевозчик пытается урегулировать процесс обмена и#nbsp;подписания документов, но, к#nbsp;сожалению, опять#nbsp;же только в#nbsp;своих интересах.

Речь идет о#nbsp;том, что перевозчик предоставляет крайне сжатые сроки на#nbsp;согласование или предоставление возражений в#nbsp;отношении документов, предоставляемых на#nbsp;подпись клиенту. Также если компания, например, не#nbsp;работает в#nbsp;выходные и#nbsp;праздничные дни, то#nbsp;велик риск того, что документы, направленные в#nbsp;адрес компании в#nbsp;эти дни (а#nbsp;в#nbsp;ОАО#nbsp;«РЖД» такая практика очень распространена) останутся незамеченными, система электронного документооборота переведет их#nbsp;в#nbsp;разряд автосогласованных и#nbsp;в#nbsp;дальнейшем данные документы лягут в#nbsp;основу денежных списаний и#nbsp;претензионных требований в#nbsp;адрес организации со#nbsp;стороны перевозчика.



Документами, полученными в#nbsp;процессе документооборота в#nbsp;рамках договора, нельзя будет распоряжаться без письменного согласия перевозчика.

Опять#nbsp;же никакой конкретизации, под данный пункт может быть отнесен любой документ. При этом полученными от#nbsp;вас документами перевозчик будет распоряжаться как ему захочется и#nbsp;ставить вас в#nbsp;известность не#nbsp;будет.

Например, ваша компания отправила груз в#nbsp;адрес контрагента. На#nbsp;вполне закономерную просьбу последнего о#nbsp;предоставлении доказательств отправки груза, перед отправкой документов необходимо будет пройти процедуру согласования с#nbsp;перевозчиком, которая мало того, что может затянуться, так и#nbsp;в#nbsp;согласовании может быть отказано, если перевозчик посчитает, что передача данных документов не#nbsp;в#nbsp;его интересах.

Кроме того, не#nbsp;стоит забывать, что этот пункт договора косвенно ограничит ваше право на#nbsp;получение грамотной и#nbsp;квалифицированной юридической помощи, особенно остро это скажется на#nbsp;компаниях без своего штата юристов.



Перевозчик перекладывает свою ответственность.

Согласно п.#nbsp;12.8 Договора перевозчик оставляет за#nbsp;собой право взыскания с#nbsp;вас денежных средств, в#nbsp;том числе пени за#nbsp;просрочку доставки груза, в#nbsp;порядке регресса. Необходимо будет еще внимательнее относиться к#nbsp;тому, какие документы, предоставленные перевозчиком, подписывают Ваши сотрудники. Например, отсутствие возражений на#nbsp;акты общей формы о#nbsp;бросании поезда в#nbsp;пути следования, может обернуться в#nbsp;дальнейшем выставлением в#nbsp;адрес вашей организации требований по#nbsp;возмещению убытков, понесенных ОАО#nbsp;«РЖД» ввиду того, что с#nbsp;последнего была взыскана пеня за#nbsp;просрочку доставки груза, вину за#nbsp;которую ваша компания взяла на#nbsp;себя, подписав такие документы.

К#nbsp;данному пункту стоит отнестись с#nbsp;особым вниманием, потому что, в#nbsp;первую очередь, он#nbsp;повышает степень вашей ответственности, а#nbsp;во-вторых, рано или поздно перевозчик будет составлять документы так, что в#nbsp;любых ситуациях сможет снять с#nbsp;себя ответственность и/или переложить ее#nbsp;на#nbsp;вас.



Судиться будем там, где перевозчику удобно.

Согласно п.#nbsp;13.4. Договора в#nbsp;случае невозможности разрешения спора в#nbsp;претензионном порядке спор передается на#nbsp;рассмотрение в#nbsp;арбитражный суд по#nbsp;месту заключения соглашения/ договора об#nbsp;организации расчетов.

Фактически компания лишается возможности выбирать судебную инстанцию, в#nbsp;которой намерена отстаивать свои права. Стоит отметить, что есть ряд регионов, в#nbsp;которых судебные споры с#nbsp;ОАО#nbsp;«РЖД» крайне неэффективны по#nbsp;тем или иным причинам. В#nbsp;таких случаях о#nbsp;полной компенсации убытков через требования к#nbsp;перевозчику не#nbsp;придется говорить.

Или, например, компания имеет несколько структурных подразделений, которые расположены в#nbsp;разных регионах. Станция отправления во#nbsp;Владивостоке, головной офис со#nbsp;штатом юристов в#nbsp;Москве. На#nbsp;сегодняшний день юристы компании самостоятельно выбирают, где отстаивать права своей компании исходя их#nbsp;судебной практики или удобства ведения дела. Но#nbsp;после подписания Единого договора выбор резко сократится до#nbsp;одного суда, в#nbsp;котором отстаивание своих прав может повлечь большие расходы либо на#nbsp;постоянные командировки сотрудников, либо дополнительные затраты на#nbsp;привлечение новых юристов на#nbsp;месте, не#nbsp;говоря уже о#nbsp;том, что в#nbsp;данном суде может складывать неблагоприятная практика, что также существенно осложнит защиту своих интересов.



Стоит также учитывать, что в#nbsp;тексте Единого договора есть еще ряд пунктов, ухудшающих положение клиентов и#nbsp;возлагающих на#nbsp;них повышенные обязательства и#nbsp;имущественную ответственность.

Из#nbsp;условий договора видно, что для клиента он#nbsp;не#nbsp;несет абсолютно никакой выгоды, в#nbsp;то#nbsp;время как перевозчик еще больше ограничивает свою ответственность и#nbsp;пытается создать условия, при которых он#nbsp;сможет переложить ее#nbsp;на#nbsp;вашу компанию.

Важно помнить, что ОАО#nbsp;«РЖД», хоть и#nbsp;является монополистом, но#nbsp;и#nbsp;на нее есть свои рычаги воздействия в#nbsp;виде, например, обращений в#nbsp;Федеральную антимонопольную службу или суд. Свои права необходимо отстаивать и#nbsp;защищать, а#nbsp;ваша компания не#nbsp;должна только подстраиваться под нововведения и#nbsp;подписывать все, что вам предлагают. Необходимо выстраивать конструктивный диалог с#nbsp;нахождением компромисса в#nbsp;любой ситуации, отвечающего интересам обеих сторон.
Автор: Маргарита Русакова, ведущий юрист компании ООО#nbsp;«ЖД#nbsp;Консалтинг»