ООО «ЖД Консалтинг» уже более 10 лет специализируется на выявлении и взыскании пени с ОАО «РЖД», у компании есть свои разработки и специализированные программы, созданные для этих целей. О том, почему сегодня грамотная претензионная работа помогает оператору и грузовладельцу выстроить конструктивный диалог с перевозчиком и как с ее помощью можно повлиять на продвижение вагонов по сети, нам рассказал управляющий партнер и руководитель ООО «ЖД Консалтинг» Евгений Петров.
- Евгений Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, на чем именно специализируется ваша компания?
- ООО «ЖД Консалтинг» - это юридическая фирма, у которой есть особый алгоритм выявления и взыскания пени. Это наша собственная разработка. Данная технология позволяет нам легко находить и подтверждать документами самый полный объем задолженности ОАО "РЖД" перед грузоотправителями и грузополучателями.
Мы занимаемся спорами в области транспортного (железнодорожного) права уже более 10 лет. И если другие юридические компании оказывают широкий спектр услуг, то мы специализируемся именно в этой области.
- А в компаниях-операторах или грузовладельцах всегда имеют точное представление о том, какая именно сумма пеней им полагается вследствие взаимодействия с ОАО «РЖД», или это не самая очевидная информация?
– Стоит отметить, что в бухгалтерском учете любой компании отражаются только те операции, по которым оформлены первичные документы. Поскольку данная задолженность является пеней (неустойкой), то ее необходимо начислить. Для этого надо взять всю информацию о перевозках (накладные), сравнить нормативные и фактические сроки доставки грузов и произвести расчет в соответствии с требованиями закона. Это большая трудоемкая работа и обычно без прямых указаний руководства на предприятиях этим никто не занимается.
Мы делаем это самостоятельно, с помощью нашей собственной программы. Как только мы взыщем эти деньги с ОАО "РЖД", у компании появятся документы-основания и она сможет отразить эту задолженность в своем бухгалтерском учете.
- Могут ли юристы тех или иных предприятий сделать это самостоятельно?
- Как правило, нет. Во-первых, потому что ОАО "РЖД" закрывает от своих клиентов доступ в системе ЭТРАН к их собственным перевозкам уже через три месяца после их завершения. Получить документы после этого возможно лишь на основании отдельного платного запроса. При этом нам известны случаи, когда сотрудники компаний неправильно настраивали фильтры в ЭТРАНе и стоимость таких документов доходила до 300 тыс. руб. ежемесячно!
Во-вторых, работники предприятий как правило выбирают данные из ЭТРАНа вручную или используя достаточно простые механизмы выборки. У нас же есть целый ряд специализированных программ, разработанных для получения полной информации из этой системы.
Кроме того, для работников предприятий расчет пеней – это всегда дополнительная работа, которую они делают помимо своих основных обязанностей, и ей, как правило, не уделяется должного внимания. Для нас же это основной вид деятельности, и мы полностью посвящаем себя этому.
Кроме того, юристы (или логисты) на предприятии никогда прямо не заинтересованы в максимизации взыскания (их зарплата от этого не зависит), поэтому те суммы, которые они найдут и насчитают, всегда меньше тех, которые найдем и насчитаем мы.
И наконец профессионализм и специализация играют большую роль в любом деле. Мы занимаемся этим много лет и достаточно хорошо знаем всю специфику данных процессов (износ колесных пар, толщина тонкого гребня, правила прохождения транспортных узлов и т. д.), что позволяет нам на равных (а как правило даже успешнее) состязаться с юристами ОАО "РЖД", чем это будут делать юристы предприятия.
- Некоторые компании опасаются, не повлияет ли такая ревизия и полное взыскание пеней на их последующие отношения с ОАО "РЖД"?
- В первую очередь необходимо понимать, что большинство наших клиентов, подающие претензии к ОАО "РЖД", не желают обогатиться за счет перевозчика. У них другая проблема: они хотят, чтобы их вагоны быстрее двигались. И претензия – это просто способ заставить ОАО "РЖД" как-то реагировать на их проблемы.
Объективная ситуация на железной дороге сейчас такова, что перевозчик не может одинаково эффективно двигать все вагоны. У ОАО "РЖД" есть определенные проблемы, связанные с износом инфраструктуры, нехваткой локомотивов и т. д. И поэтому они вынуждены выбирать, чьи вагоны везти быстрее, а чьи могут подождать. Получается своеобразный приоритет-лист, в котором преимущество получает как раз тот, от кого перевозчику можно ожидать больших проблем.
Многие сотрудники ОАО "РЖД" условно делят клиентов на три категории: скандалисты – которые вечно жалуются, спорят и т. д.; друзья – с которыми сложились хорошие отношения; и молчуны – это все остальные, которые готовы потерпеть.
Так вот в первую очередь обслуживают даже не друзей. В первую очередь обслуживают скандалистов, потому что проблемы никто не любит. Во вторую очередь обслуживают друзей, а всех остальных просят потерпеть, потому что так уже все привыкли. И для того, чтобы ваши вагоны двигались быстрее, вы должны из третьей категории перейти в первую или во вторую.
За годы работы я видел десятки примеров, когда последовательная подача претензий, несмотря ни на уговоры, ни на угрозы приводила в итоге к тому, что вагоны компании начинали идти как часы.
Поэтому такая претензионная работа способствует улучшению движения вагонов. Не надо воспринимать претензию как личный выпад против сотрудников ОАО "РЖД". Это просто ваш способ (зачастую единственный) сказать: у нас есть проблемы, разберитесь с ними, пожалуйста.
- Что же происходит дальше, после подачи претензии?
- В последние 2-3 года мы все чаще встречаем достаточно конструктивный подход со стороны ОАО "РЖД" к диалогу с подателями претензий. Все чаще приходят либо письма с просьбой отозвать претензию, либо конкретные предложения договориться. И клиенты с удовольствием рассматривают эти предложения, то есть начинается диалог с ОАО "РЖД".
В целом это очень положительная тенденция со стороны перевозчика. Но, к сожалению, большинство таких обещаний пока еще остаются невыполненными. Приведу очень показательный пример: у нас был клиент, который хотел купить железнодорожный тупик у ОАО "РЖД" и оформить его в свою собственность. Все вопросы по цене и процедуре давно были согласованы, однако документы со стороны ОАО "РЖД" никак не подписывались. Спустя полгода ожидания он захотел как-то надавить на ОАО "РЖД" и обратился к нам с просьбой помочь ему со взысканием пени. Мы подготовили требования, подали их и ОАО "РЖД" наконец-то вышло на переговоры и пообещало ему в кратчайшие сроки решить этот вопрос. На радостях он отозвал все претензии и стал ждать. Прошел год, а он так ничего и не дождался. Все пени, которые у него были, и которые он мог подать, давно сгорели. А новые объемы в десятки раз меньше тех, что были в тот период. Теперь надавить на ОАО "РЖД" совсем нечем. Он, конечно, жалеет, но ничего исправить уже нельзя.
Поэтому тот клиент, который начинает подавать требования, а потом грамотно торгуется с ОАО "РЖД" за их отзыв, всегда выигрывает, получая большую выгоду, чем он имел до подачи таких требований.
Начисление пени будет выгодно даже в тех случаях, когда перевозчик обоснованно начисляет компании плату за простой вагонов на путях общего пользования. К примеру, клиент с нашей помощью произвел подсчет пени и предъявил такие требования к перевозчику, при этом у него самого имелась задолженность перед ОАО «РЖД» по оплате простоев на путях общего пользования. Стороны разрешили конфликт путем взаимозачета, что положительно сказалось на обеих сторонах.
- А если клиент говорит вам, что он боится, что ему остановят погрузку, закроют тупик и т. д.?
- За более чем 10 лет работы мы еще ни разу не были свидетелями реальной остановки бизнеса из-за поданных претензий. Угрозы поступают многим нашим клиентам, но чтобы привести их в исполнение, требуется нарушить законодательство. Сотрудники ОАО "РЖД" могут действовать до определенного предела. Они понимают, что остановив чье-либо производство, столкнутся с реальным судебным и административным разбирательством, которое даже если и закончится в их пользу, может выявить многие недостатки в их работе. Поэтому серьезными санкциями никто рисковать не будет.
К примеру, перевозчик перестал согласовывать нашему клиенту заявки в достаточном количестве, однако с нашей помощью компания направила претензии в адрес перевозчика и сотрудники ОАО «РЖД» оказали полное содействие для решения данной проблемы. После чего клиент частично отказался от выставленных требований и результатом стало дальнейшее плодотворное сотрудничество с перевозчиком.
Кроме того, мы столкнулись с еще одной ситуацией, когда у клиента в течение 1,5 месяцев на путях общего пользования простаивало около 150 вагонов в ожидании отправки, сроки которой все время нарушались перевозчиком. При этом клиент нес дополнительные расходы по арендной плате подвижного состава за каждый день простоя. С нашей помощью компания собрала все необходимые документы, произвела расчет своих убытков и выставила данные требования в адрес перевозчика. В результате почти все вагоны были отправлены в течение недели.
Важно понимать, что не согласовывать перевозку, перестать грузить или забирать вагоны в срок и т. д. перевозчик может в любое время и в отношении любой компании (маленькой или большой), даже в том случае, если она не выставляет никаких требований в адрес ОАО «РЖД». Несомненно, причины могут быть самые разные, но наши клиенты неоднократно убеждались, что диалог с перевозчиком гораздо легче вести с позиции, когда вы тоже можете предъявить РЖД какие-то денежные требования. Так как не стоит забывать, что ОАО «РЖД» - это все-таки коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли и как у любой компании у нее нет никакого желания терять свою прибыль.
- То есть, исходя из вашей многолетней практики, получается, что взаимодействие с перевозчиком ни в коем случае не ухудшается, когда компания обращается к нему по поводу взыскания накопившейся пени, а шанс выстроить нормальные партнерские отношения, напротив, довольно велик?
- Конечно. Предъявление пени играет большую роль в переговорных процессах. Порой компании испытывают трудности при заключении договора на эксплуатацию путей необщего пользования или при заключении договора на подачу и уборку вагонов, так как перевозчик диктует условия, которые выгодны только ему. В целях скорейшего начала работы компании зачастую соглашаются на такие условия, что влечет за собой большие проблемы, и в том числе начисление различных штрафов от ОАО «РЖД» за ненадлежащее исполнение условий договора, выполнить которые компания просто не в силах. В дальнейшем, при попытке внести изменения в договор клиент часто сталкивается с непониманием и отказами в пересмотре условий договора.
Выходом из ситуации может быть предъявление претензии с целью начать переговорный процесс. Например, одна компания с нашей помощью направила претензии на взыскание пени и уже на стадии претензионного порядка перевозчик пошел на контакт. Переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки и в настоящее время стороны договариваются о взаимовыгодных условиях.
- А если компания уже и так самостоятельно ведет работу по взысканию пени с перевозчика?
- Даже в этом случае есть смысл заключить с нами договор. Мы можем увеличить взыскиваемые суммы за счет не только более грамотных и аргументированных споров с юристами ОАО "РЖД", но и подачи требований не только по пене, но и по убыткам. При этом в судах существует негласное понимание, что даже если во взыскании убытков нам отказывают, то применяют ст. 333 в минимальном размере, что гораздо меньше, чем в обычных требованиях без убытков.
Кроме того, за счет многолетней специализации мы знаем такие нюансы, которые невозможно знать обычному юристу на предприятии.
Например, в соответствии с п. 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов при прохождении грузов транзитом через Московский или Санкт-Петербургский транспортные узлы, нормативный срок доставки увеличивается на 1 сутки. Эта норма установлена официальным нормативным документом и никто ее никогда не оспаривает. Однако наша компания имеет абсолютно успешную практику доказательства того, что эта норма не должна применяться к определенным типам перевозок.
Еще пример: окончанием перевозки по накладной как правило считается дата уведомления получателя о прибытии груза. Однако это еще не сам факт выдачи груза. Очень часто бывает так, что груз не могут выдать (из-за отсутствия тепловоза, приемосдатчиков, занятости пути и т. п.). При этом по накладной перевозка уже считается закрытой. Наша компания не ограничивается датой, указанной в накладной, мы находим иные документы, подтверждающие больший срок задержки груза, и предъявляем их в суд.
Еще пример: многие сотрудники предприятий считают заполнение актов общей формы работниками ОАО "РЖД" неоспоримым доказательством отсутствия их вины в опоздании груза. Однако существующая судебная практика придерживается прямо противоположного мнения, при котором заполнение акта общей формы не является смягчающим обстоятельством при рассмотрении вины ОАО "РЖД" в опоздании грузов.
И таких примеров достаточно много. За годы специализированной работы мы нашли десятки вариантов как оспорить такие аргументы ОАО "РЖД", которые у других юристов считаются безусловными. Таким образом мы гарантированно взыскиваем больше, чем любые другие компании взыскивают самостоятельно.
- Что делать в том случае, если у компании уже есть заключенный с ОАО «РЖД» договор об увеличении сроков доставки?
- Как правило, этот договор почти всегда заключается либо под давлением ОАО "РЖД", либо по незнанию. Он не содержит никаких плюсов для грузоотправителя и грузополучателя, а только снимает ответственность с ОАО "РЖД" в опоздании грузов. Для нас стало уже привычной практикой сразу после начала работы отменять этот договор, как не отвечающий интересам клиента. Это позволяет не только увеличивать суммы потенциальной пени, но и заставляет ОАО "РЖД" более серьезно относиться к срокам доставки грузов именно по вашему предприятию (см. статью об этом на нашем сайте zdpravo.ru).
- Что требуется от компании для заключения договора с вашей фирмой?
- Только согласие клиента и желание получить денежные средства от ОАО "РЖД". Необходимо подписать договор и доверенности, выслать нам сканы и отправить оригиналы почтой. После этого мы сразу приступаем к работе. В дальнейшем понадобится оплатить госпошлину. Следующий шаг – только получение денег от ОАО "РЖД".
На наш взгляд, сейчас хороший момент для тех клиентов, которые ранее не уделяли особого внимания деталям своих экономических отношений с перевозчиком, чтобы изменить эту практику. В РЖД прекрасно понимают, что трудности, связанные с падением погрузки, заставляют грузовладельцев и операторов гораздо более тщательно следить за финансовым состоянием компаний. И в то же время, как мы уже отмечали, есть совершенно четко прослеживаемая тенденция со стороны перевозчика выстраивать диалог со своими клиентами, пусть пока и под давлением денежных взысканий. Тем не менее, не стоит упускать шанс использовать все имеющиеся (и без того немногие) возможности для того, чтобы отстоять свои законные права.
- Евгений Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, на чем именно специализируется ваша компания?
- ООО «ЖД Консалтинг» - это юридическая фирма, у которой есть особый алгоритм выявления и взыскания пени. Это наша собственная разработка. Данная технология позволяет нам легко находить и подтверждать документами самый полный объем задолженности ОАО "РЖД" перед грузоотправителями и грузополучателями.
Мы занимаемся спорами в области транспортного (железнодорожного) права уже более 10 лет. И если другие юридические компании оказывают широкий спектр услуг, то мы специализируемся именно в этой области.
- А в компаниях-операторах или грузовладельцах всегда имеют точное представление о том, какая именно сумма пеней им полагается вследствие взаимодействия с ОАО «РЖД», или это не самая очевидная информация?
– Стоит отметить, что в бухгалтерском учете любой компании отражаются только те операции, по которым оформлены первичные документы. Поскольку данная задолженность является пеней (неустойкой), то ее необходимо начислить. Для этого надо взять всю информацию о перевозках (накладные), сравнить нормативные и фактические сроки доставки грузов и произвести расчет в соответствии с требованиями закона. Это большая трудоемкая работа и обычно без прямых указаний руководства на предприятиях этим никто не занимается.
Мы делаем это самостоятельно, с помощью нашей собственной программы. Как только мы взыщем эти деньги с ОАО "РЖД", у компании появятся документы-основания и она сможет отразить эту задолженность в своем бухгалтерском учете.
- Могут ли юристы тех или иных предприятий сделать это самостоятельно?
- Как правило, нет. Во-первых, потому что ОАО "РЖД" закрывает от своих клиентов доступ в системе ЭТРАН к их собственным перевозкам уже через три месяца после их завершения. Получить документы после этого возможно лишь на основании отдельного платного запроса. При этом нам известны случаи, когда сотрудники компаний неправильно настраивали фильтры в ЭТРАНе и стоимость таких документов доходила до 300 тыс. руб. ежемесячно!
Во-вторых, работники предприятий как правило выбирают данные из ЭТРАНа вручную или используя достаточно простые механизмы выборки. У нас же есть целый ряд специализированных программ, разработанных для получения полной информации из этой системы.
Кроме того, для работников предприятий расчет пеней – это всегда дополнительная работа, которую они делают помимо своих основных обязанностей, и ей, как правило, не уделяется должного внимания. Для нас же это основной вид деятельности, и мы полностью посвящаем себя этому.
Кроме того, юристы (или логисты) на предприятии никогда прямо не заинтересованы в максимизации взыскания (их зарплата от этого не зависит), поэтому те суммы, которые они найдут и насчитают, всегда меньше тех, которые найдем и насчитаем мы.
И наконец профессионализм и специализация играют большую роль в любом деле. Мы занимаемся этим много лет и достаточно хорошо знаем всю специфику данных процессов (износ колесных пар, толщина тонкого гребня, правила прохождения транспортных узлов и т. д.), что позволяет нам на равных (а как правило даже успешнее) состязаться с юристами ОАО "РЖД", чем это будут делать юристы предприятия.
- Некоторые компании опасаются, не повлияет ли такая ревизия и полное взыскание пеней на их последующие отношения с ОАО "РЖД"?
- В первую очередь необходимо понимать, что большинство наших клиентов, подающие претензии к ОАО "РЖД", не желают обогатиться за счет перевозчика. У них другая проблема: они хотят, чтобы их вагоны быстрее двигались. И претензия – это просто способ заставить ОАО "РЖД" как-то реагировать на их проблемы.
Объективная ситуация на железной дороге сейчас такова, что перевозчик не может одинаково эффективно двигать все вагоны. У ОАО "РЖД" есть определенные проблемы, связанные с износом инфраструктуры, нехваткой локомотивов и т. д. И поэтому они вынуждены выбирать, чьи вагоны везти быстрее, а чьи могут подождать. Получается своеобразный приоритет-лист, в котором преимущество получает как раз тот, от кого перевозчику можно ожидать больших проблем.
Многие сотрудники ОАО "РЖД" условно делят клиентов на три категории: скандалисты – которые вечно жалуются, спорят и т. д.; друзья – с которыми сложились хорошие отношения; и молчуны – это все остальные, которые готовы потерпеть.
Так вот в первую очередь обслуживают даже не друзей. В первую очередь обслуживают скандалистов, потому что проблемы никто не любит. Во вторую очередь обслуживают друзей, а всех остальных просят потерпеть, потому что так уже все привыкли. И для того, чтобы ваши вагоны двигались быстрее, вы должны из третьей категории перейти в первую или во вторую.
За годы работы я видел десятки примеров, когда последовательная подача претензий, несмотря ни на уговоры, ни на угрозы приводила в итоге к тому, что вагоны компании начинали идти как часы.
Поэтому такая претензионная работа способствует улучшению движения вагонов. Не надо воспринимать претензию как личный выпад против сотрудников ОАО "РЖД". Это просто ваш способ (зачастую единственный) сказать: у нас есть проблемы, разберитесь с ними, пожалуйста.
- Что же происходит дальше, после подачи претензии?
- В последние 2-3 года мы все чаще встречаем достаточно конструктивный подход со стороны ОАО "РЖД" к диалогу с подателями претензий. Все чаще приходят либо письма с просьбой отозвать претензию, либо конкретные предложения договориться. И клиенты с удовольствием рассматривают эти предложения, то есть начинается диалог с ОАО "РЖД".
В целом это очень положительная тенденция со стороны перевозчика. Но, к сожалению, большинство таких обещаний пока еще остаются невыполненными. Приведу очень показательный пример: у нас был клиент, который хотел купить железнодорожный тупик у ОАО "РЖД" и оформить его в свою собственность. Все вопросы по цене и процедуре давно были согласованы, однако документы со стороны ОАО "РЖД" никак не подписывались. Спустя полгода ожидания он захотел как-то надавить на ОАО "РЖД" и обратился к нам с просьбой помочь ему со взысканием пени. Мы подготовили требования, подали их и ОАО "РЖД" наконец-то вышло на переговоры и пообещало ему в кратчайшие сроки решить этот вопрос. На радостях он отозвал все претензии и стал ждать. Прошел год, а он так ничего и не дождался. Все пени, которые у него были, и которые он мог подать, давно сгорели. А новые объемы в десятки раз меньше тех, что были в тот период. Теперь надавить на ОАО "РЖД" совсем нечем. Он, конечно, жалеет, но ничего исправить уже нельзя.
Поэтому тот клиент, который начинает подавать требования, а потом грамотно торгуется с ОАО "РЖД" за их отзыв, всегда выигрывает, получая большую выгоду, чем он имел до подачи таких требований.
Начисление пени будет выгодно даже в тех случаях, когда перевозчик обоснованно начисляет компании плату за простой вагонов на путях общего пользования. К примеру, клиент с нашей помощью произвел подсчет пени и предъявил такие требования к перевозчику, при этом у него самого имелась задолженность перед ОАО «РЖД» по оплате простоев на путях общего пользования. Стороны разрешили конфликт путем взаимозачета, что положительно сказалось на обеих сторонах.
- А если клиент говорит вам, что он боится, что ему остановят погрузку, закроют тупик и т. д.?
- За более чем 10 лет работы мы еще ни разу не были свидетелями реальной остановки бизнеса из-за поданных претензий. Угрозы поступают многим нашим клиентам, но чтобы привести их в исполнение, требуется нарушить законодательство. Сотрудники ОАО "РЖД" могут действовать до определенного предела. Они понимают, что остановив чье-либо производство, столкнутся с реальным судебным и административным разбирательством, которое даже если и закончится в их пользу, может выявить многие недостатки в их работе. Поэтому серьезными санкциями никто рисковать не будет.
К примеру, перевозчик перестал согласовывать нашему клиенту заявки в достаточном количестве, однако с нашей помощью компания направила претензии в адрес перевозчика и сотрудники ОАО «РЖД» оказали полное содействие для решения данной проблемы. После чего клиент частично отказался от выставленных требований и результатом стало дальнейшее плодотворное сотрудничество с перевозчиком.
Кроме того, мы столкнулись с еще одной ситуацией, когда у клиента в течение 1,5 месяцев на путях общего пользования простаивало около 150 вагонов в ожидании отправки, сроки которой все время нарушались перевозчиком. При этом клиент нес дополнительные расходы по арендной плате подвижного состава за каждый день простоя. С нашей помощью компания собрала все необходимые документы, произвела расчет своих убытков и выставила данные требования в адрес перевозчика. В результате почти все вагоны были отправлены в течение недели.
Важно понимать, что не согласовывать перевозку, перестать грузить или забирать вагоны в срок и т. д. перевозчик может в любое время и в отношении любой компании (маленькой или большой), даже в том случае, если она не выставляет никаких требований в адрес ОАО «РЖД». Несомненно, причины могут быть самые разные, но наши клиенты неоднократно убеждались, что диалог с перевозчиком гораздо легче вести с позиции, когда вы тоже можете предъявить РЖД какие-то денежные требования. Так как не стоит забывать, что ОАО «РЖД» - это все-таки коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли и как у любой компании у нее нет никакого желания терять свою прибыль.
- То есть, исходя из вашей многолетней практики, получается, что взаимодействие с перевозчиком ни в коем случае не ухудшается, когда компания обращается к нему по поводу взыскания накопившейся пени, а шанс выстроить нормальные партнерские отношения, напротив, довольно велик?
- Конечно. Предъявление пени играет большую роль в переговорных процессах. Порой компании испытывают трудности при заключении договора на эксплуатацию путей необщего пользования или при заключении договора на подачу и уборку вагонов, так как перевозчик диктует условия, которые выгодны только ему. В целях скорейшего начала работы компании зачастую соглашаются на такие условия, что влечет за собой большие проблемы, и в том числе начисление различных штрафов от ОАО «РЖД» за ненадлежащее исполнение условий договора, выполнить которые компания просто не в силах. В дальнейшем, при попытке внести изменения в договор клиент часто сталкивается с непониманием и отказами в пересмотре условий договора.
Выходом из ситуации может быть предъявление претензии с целью начать переговорный процесс. Например, одна компания с нашей помощью направила претензии на взыскание пени и уже на стадии претензионного порядка перевозчик пошел на контакт. Переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки и в настоящее время стороны договариваются о взаимовыгодных условиях.
- А если компания уже и так самостоятельно ведет работу по взысканию пени с перевозчика?
- Даже в этом случае есть смысл заключить с нами договор. Мы можем увеличить взыскиваемые суммы за счет не только более грамотных и аргументированных споров с юристами ОАО "РЖД", но и подачи требований не только по пене, но и по убыткам. При этом в судах существует негласное понимание, что даже если во взыскании убытков нам отказывают, то применяют ст. 333 в минимальном размере, что гораздо меньше, чем в обычных требованиях без убытков.
Кроме того, за счет многолетней специализации мы знаем такие нюансы, которые невозможно знать обычному юристу на предприятии.
Например, в соответствии с п. 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов при прохождении грузов транзитом через Московский или Санкт-Петербургский транспортные узлы, нормативный срок доставки увеличивается на 1 сутки. Эта норма установлена официальным нормативным документом и никто ее никогда не оспаривает. Однако наша компания имеет абсолютно успешную практику доказательства того, что эта норма не должна применяться к определенным типам перевозок.
Еще пример: окончанием перевозки по накладной как правило считается дата уведомления получателя о прибытии груза. Однако это еще не сам факт выдачи груза. Очень часто бывает так, что груз не могут выдать (из-за отсутствия тепловоза, приемосдатчиков, занятости пути и т. п.). При этом по накладной перевозка уже считается закрытой. Наша компания не ограничивается датой, указанной в накладной, мы находим иные документы, подтверждающие больший срок задержки груза, и предъявляем их в суд.
Еще пример: многие сотрудники предприятий считают заполнение актов общей формы работниками ОАО "РЖД" неоспоримым доказательством отсутствия их вины в опоздании груза. Однако существующая судебная практика придерживается прямо противоположного мнения, при котором заполнение акта общей формы не является смягчающим обстоятельством при рассмотрении вины ОАО "РЖД" в опоздании грузов.
И таких примеров достаточно много. За годы специализированной работы мы нашли десятки вариантов как оспорить такие аргументы ОАО "РЖД", которые у других юристов считаются безусловными. Таким образом мы гарантированно взыскиваем больше, чем любые другие компании взыскивают самостоятельно.
- Что делать в том случае, если у компании уже есть заключенный с ОАО «РЖД» договор об увеличении сроков доставки?
- Как правило, этот договор почти всегда заключается либо под давлением ОАО "РЖД", либо по незнанию. Он не содержит никаких плюсов для грузоотправителя и грузополучателя, а только снимает ответственность с ОАО "РЖД" в опоздании грузов. Для нас стало уже привычной практикой сразу после начала работы отменять этот договор, как не отвечающий интересам клиента. Это позволяет не только увеличивать суммы потенциальной пени, но и заставляет ОАО "РЖД" более серьезно относиться к срокам доставки грузов именно по вашему предприятию (см. статью об этом на нашем сайте zdpravo.ru).
- Что требуется от компании для заключения договора с вашей фирмой?
- Только согласие клиента и желание получить денежные средства от ОАО "РЖД". Необходимо подписать договор и доверенности, выслать нам сканы и отправить оригиналы почтой. После этого мы сразу приступаем к работе. В дальнейшем понадобится оплатить госпошлину. Следующий шаг – только получение денег от ОАО "РЖД".
На наш взгляд, сейчас хороший момент для тех клиентов, которые ранее не уделяли особого внимания деталям своих экономических отношений с перевозчиком, чтобы изменить эту практику. В РЖД прекрасно понимают, что трудности, связанные с падением погрузки, заставляют грузовладельцев и операторов гораздо более тщательно следить за финансовым состоянием компаний. И в то же время, как мы уже отмечали, есть совершенно четко прослеживаемая тенденция со стороны перевозчика выстраивать диалог со своими клиентами, пусть пока и под давлением денежных взысканий. Тем не менее, не стоит упускать шанс использовать все имеющиеся (и без того немногие) возможности для того, чтобы отстоять свои законные права.