Если вы не спорите, то истины никогда не добьетесь!
В претензионно-исковой практике требования в основном предъявляются за несвоевременную доставку грузов. Необходимо понимать, что когда клиенты обращаются в суд, их целью не является обогащение за счет РЖД. Как правило, проблема совершенно другая: они хотят, чтобы вагоны двигались быстрее и решались иные вопросы. Обращение с претензией — это по большому счету способ заставить РЖД отреагировать на проблему.
Ситуация на железной дороге сейчас такова, что РЖД не могут одинаково эффективно двигать все вагоны. У них проблемы с износом инфраструктуры, с нехваткой локомотивов, поэтому приходится выбирать, чьи вагоны поедут в первую очередь, а чьи — подождут. Преимущество получает тот, от кого больше проблем, кто везде пишет. Во вторую очередь обслуживают компании, с которыми сложились хорошие отношения, и в третью очередь становятся те, кто молчит и требований не предъявляет. За время работы я видел десяток примеров, когда целенаправленная подача претензионных заявлений приводила к тому, что вагоны у компании начинали ехать быстрее.
Не стоит воспринимать претензии как личный выпад против сотрудников РЖД. Это просто способ (зачастую единственный) сказать, что существуют проблемы, давайте разбираться.
Что же происходит после подачи претензии? Раньше, 4−5 лет назад, клиентам в большинстве случаев поступали откровенные угрозы от начальников станций, должностных лиц, сотрудников РЖД. Возникали некрасивые ситуации, и все заканчивалось испорченными отношениями, обращениями в прокуратуру, в суд.
В последнее время мы все чаще встречаем более конструктивный подход. Вместо угроз приходят либо письма с просьбой отозвать претензию, либо конкретные предложения договориться. Таким образом, выстраивается диалог с РЖД, которого клиенты добиваются. В целом это положительная тенденция, но все же часть обещаний не выполняется.
Обращаясь к сотрудникам РЖД, хочу сказать: если вы что-то пообещали, то постарайтесь исполнить. Обращаясь ко всем участникам перевозок, советую, во-первых, заручаться письменным подтверждением с указанием конкретных сроков решения вопросов, которые вам важны. Во-вторых, не стоит торопиться отказываться от требований нужно хотя бы зафиксировать срок исковой давности путем подачи иска в суд. Потому что отказаться от требований можно на любой стадии процесса, даже когда у вас уже на руках исполнительный лист.
Что касается исковых заявлений. Далекие от юриспруденции люди считают, что суд — это что-то сложное, затратное, с неизвестным исходом. В целом да, но не в нашей области. Например, некоторые боятся, что заплатят госпошлину, а суд проиграют. Куда отнести затраты в таком случае?
Госпошлина в среднем составляет 1−2% от суммы иска, а процент полностью отказных дел — 1,4%. Часть отказов связана с тем, что клиент обратился на исходе искового срока или сотрудник компании подписал документы не глядя. Это очень интересная ситуация, которая все чаще встречается: все друг друга знают, доверяют, а потом в суде выясняется, что среди подписанных документов были такие, где компания сама просит РЖД отставить вагоны в связи с занятостью путей. Или ситуация, когда вагоны идут из Москвы во Владивосток и в Красноярском крае произошла задержка. Грузополучатель во Владивостоке пишет: «Прошу отставить мои вагоны», то есть берет на себя всю ответственность за то, что произошла задержка в Красноярском крае, хотя он никаким образом к ней отношения не имеет.
В таких случаях у РЖД возникает право выставить требование по дополнительной оплате. Ситуация абсурдная, поэтому в первую очередь организуйте работу со своими сотрудниками, рассматривайте под микроскопом каждый документ. Многие подписывают договоры на увеличение сроков доставки и не могут объяснить зачем. Этим компания лишает себя права не только на компенсацию за опоздание, но и вообще на уважительное отношение. Будем честными: зачем считаться с клиентом, если он молча все подписывает?
Другой вопрос — в успешном разрешении дела, какой процент заявленного будет фактически взыскан. Здесь существует интересная статья 333 ГК РФ, которая позволяет суду абсолютно произвольно снизить процент неустойки на любую величину. Практика по регионам разная — от 5 до 50% скидки. Беда в том, что внутреннее ощущение судьи оспорить невозможно.
Пока такая практика существует, выход видится в том, чтобы тщательнее считать сумму неустойки. Что это значит? Из накладной берется дата нормативного и фактического сроков доставки, провозная плата, умножается по формуле и выходит, к примеру, 10 млн руб. пени. Если изучить не только сроки, но и суммы и маршруты, то пеня увеличивается на 2−3 млн и это компенсирует ту скидку, которую получат РЖД в суде.
Подводя итог вышесказанному, отмечу две важные вещи.
Первое — взыскание пени для подавляющего большинства клиентов не является самоцелью. Это способ построить взаимоуважительные отношения с РЖД.
Второе — для тех, кто хочет добиться эффективного движения своих грузов и решить иные проблемы с РЖД, — не молчите. У вас есть права, есть способы реализации, требуйте соблюдения сроков доставки грузов и исполнения других обязанностей.
Истина рождается в споре, а если вы не спорите, то и истины никогда не добьетесь. Я считаю, что в цивилизованных спорах (а суд как раз им является) мы сможем добиться того, что эффективность перевозок по железной дороге будет возрастать.
В претензионно-исковой практике требования в основном предъявляются за несвоевременную доставку грузов. Необходимо понимать, что когда клиенты обращаются в суд, их целью не является обогащение за счет РЖД. Как правило, проблема совершенно другая: они хотят, чтобы вагоны двигались быстрее и решались иные вопросы. Обращение с претензией — это по большому счету способ заставить РЖД отреагировать на проблему.
Ситуация на железной дороге сейчас такова, что РЖД не могут одинаково эффективно двигать все вагоны. У них проблемы с износом инфраструктуры, с нехваткой локомотивов, поэтому приходится выбирать, чьи вагоны поедут в первую очередь, а чьи — подождут. Преимущество получает тот, от кого больше проблем, кто везде пишет. Во вторую очередь обслуживают компании, с которыми сложились хорошие отношения, и в третью очередь становятся те, кто молчит и требований не предъявляет. За время работы я видел десяток примеров, когда целенаправленная подача претензионных заявлений приводила к тому, что вагоны у компании начинали ехать быстрее.
Не стоит воспринимать претензии как личный выпад против сотрудников РЖД. Это просто способ (зачастую единственный) сказать, что существуют проблемы, давайте разбираться.
Что же происходит после подачи претензии? Раньше, 4−5 лет назад, клиентам в большинстве случаев поступали откровенные угрозы от начальников станций, должностных лиц, сотрудников РЖД. Возникали некрасивые ситуации, и все заканчивалось испорченными отношениями, обращениями в прокуратуру, в суд.
В последнее время мы все чаще встречаем более конструктивный подход. Вместо угроз приходят либо письма с просьбой отозвать претензию, либо конкретные предложения договориться. Таким образом, выстраивается диалог с РЖД, которого клиенты добиваются. В целом это положительная тенденция, но все же часть обещаний не выполняется.
Обращаясь к сотрудникам РЖД, хочу сказать: если вы что-то пообещали, то постарайтесь исполнить. Обращаясь ко всем участникам перевозок, советую, во-первых, заручаться письменным подтверждением с указанием конкретных сроков решения вопросов, которые вам важны. Во-вторых, не стоит торопиться отказываться от требований нужно хотя бы зафиксировать срок исковой давности путем подачи иска в суд. Потому что отказаться от требований можно на любой стадии процесса, даже когда у вас уже на руках исполнительный лист.
Что касается исковых заявлений. Далекие от юриспруденции люди считают, что суд — это что-то сложное, затратное, с неизвестным исходом. В целом да, но не в нашей области. Например, некоторые боятся, что заплатят госпошлину, а суд проиграют. Куда отнести затраты в таком случае?
Госпошлина в среднем составляет 1−2% от суммы иска, а процент полностью отказных дел — 1,4%. Часть отказов связана с тем, что клиент обратился на исходе искового срока или сотрудник компании подписал документы не глядя. Это очень интересная ситуация, которая все чаще встречается: все друг друга знают, доверяют, а потом в суде выясняется, что среди подписанных документов были такие, где компания сама просит РЖД отставить вагоны в связи с занятостью путей. Или ситуация, когда вагоны идут из Москвы во Владивосток и в Красноярском крае произошла задержка. Грузополучатель во Владивостоке пишет: «Прошу отставить мои вагоны», то есть берет на себя всю ответственность за то, что произошла задержка в Красноярском крае, хотя он никаким образом к ней отношения не имеет.
В таких случаях у РЖД возникает право выставить требование по дополнительной оплате. Ситуация абсурдная, поэтому в первую очередь организуйте работу со своими сотрудниками, рассматривайте под микроскопом каждый документ. Многие подписывают договоры на увеличение сроков доставки и не могут объяснить зачем. Этим компания лишает себя права не только на компенсацию за опоздание, но и вообще на уважительное отношение. Будем честными: зачем считаться с клиентом, если он молча все подписывает?
Другой вопрос — в успешном разрешении дела, какой процент заявленного будет фактически взыскан. Здесь существует интересная статья 333 ГК РФ, которая позволяет суду абсолютно произвольно снизить процент неустойки на любую величину. Практика по регионам разная — от 5 до 50% скидки. Беда в том, что внутреннее ощущение судьи оспорить невозможно.
Пока такая практика существует, выход видится в том, чтобы тщательнее считать сумму неустойки. Что это значит? Из накладной берется дата нормативного и фактического сроков доставки, провозная плата, умножается по формуле и выходит, к примеру, 10 млн руб. пени. Если изучить не только сроки, но и суммы и маршруты, то пеня увеличивается на 2−3 млн и это компенсирует ту скидку, которую получат РЖД в суде.
Подводя итог вышесказанному, отмечу две важные вещи.
Первое — взыскание пени для подавляющего большинства клиентов не является самоцелью. Это способ построить взаимоуважительные отношения с РЖД.
Второе — для тех, кто хочет добиться эффективного движения своих грузов и решить иные проблемы с РЖД, — не молчите. У вас есть права, есть способы реализации, требуйте соблюдения сроков доставки грузов и исполнения других обязанностей.
Истина рождается в споре, а если вы не спорите, то и истины никогда не добьетесь. Я считаю, что в цивилизованных спорах (а суд как раз им является) мы сможем добиться того, что эффективность перевозок по железной дороге будет возрастать.