Статья в журнале «РЖД-Партнер» по результатам прошедшей конференции
2021-03-11 00:00
Если вы#nbsp;не#nbsp;спорите, то#nbsp;истины никогда не#nbsp;добьетесь!
В#nbsp;претензионно-исковой практике требования в#nbsp;основном предъявляются за#nbsp;несвоевременную доставку грузов. Необходимо понимать, что когда клиенты обращаются в#nbsp;суд, их#nbsp;целью не#nbsp;является обогащение за#nbsp;счет РЖД. Как правило, проблема совершенно другая: они хотят, чтобы вагоны двигались быстрее и#nbsp;решались иные вопросы. Обращение с#nbsp;претензией#nbsp;— это по#nbsp;большому счету способ заставить РЖД отреагировать на#nbsp;проблему.
Ситуация на#nbsp;железной дороге сейчас такова, что РЖД не#nbsp;могут одинаково эффективно двигать все вагоны. У#nbsp;них проблемы с#nbsp;износом инфраструктуры, с#nbsp;нехваткой локомотивов, поэтому приходится выбирать, чьи вагоны поедут в#nbsp;первую очередь, а#nbsp;чьи#nbsp;— подождут. Преимущество получает тот, от#nbsp;кого больше проблем, кто везде пишет. Во#nbsp;вторую очередь обслуживают компании, с#nbsp;которыми сложились хорошие отношения, и#nbsp;в#nbsp;третью очередь становятся те, кто молчит и#nbsp;требований не#nbsp;предъявляет. За#nbsp;время работы я#nbsp;видел десяток примеров, когда целенаправленная подача претензионных заявлений приводила к#nbsp;тому, что вагоны у#nbsp;компании начинали ехать быстрее.
Не#nbsp;стоит воспринимать претензии как личный выпад против сотрудников РЖД. Это просто способ (зачастую единственный) сказать, что существуют проблемы, давайте разбираться.
Что#nbsp;же происходит после подачи претензии? Раньше, 4−5 лет назад, клиентам в#nbsp;большинстве случаев поступали откровенные угрозы от#nbsp;начальников станций, должностных лиц, сотрудников РЖД. Возникали некрасивые ситуации, и#nbsp;все заканчивалось испорченными отношениями, обращениями в#nbsp;прокуратуру, в#nbsp;суд.
В#nbsp;последнее время мы#nbsp;все чаще встречаем более конструктивный подход. Вместо угроз приходят либо письма с#nbsp;просьбой отозвать претензию, либо конкретные предложения договориться. Таким образом, выстраивается диалог с#nbsp;РЖД, которого клиенты добиваются. В#nbsp;целом это положительная тенденция, но#nbsp;все#nbsp;же часть обещаний не#nbsp;выполняется.
Обращаясь к#nbsp;сотрудникам РЖД, хочу сказать: если вы#nbsp;что-то пообещали, то#nbsp;постарайтесь исполнить. Обращаясь ко#nbsp;всем участникам перевозок, советую, во-первых, заручаться письменным подтверждением с#nbsp;указанием конкретных сроков решения вопросов, которые вам важны. Во-вторых, не#nbsp;стоит торопиться отказываться от#nbsp;требований нужно хотя#nbsp;бы зафиксировать срок исковой давности путем подачи иска в#nbsp;суд. Потому что отказаться от#nbsp;требований можно на#nbsp;любой стадии процесса, даже когда у#nbsp;вас уже на#nbsp;руках исполнительный лист.
Что касается исковых заявлений. Далекие от#nbsp;юриспруденции люди считают, что суд#nbsp;— это что-то сложное, затратное, с#nbsp;неизвестным исходом. В#nbsp;целом да, но#nbsp;не в#nbsp;нашей области. Например, некоторые боятся, что заплатят госпошлину, а#nbsp;суд проиграют. Куда отнести затраты в#nbsp;таком случае?
Госпошлина в#nbsp;среднем составляет 1−2% от#nbsp;суммы иска, а#nbsp;процент полностью отказных дел#nbsp;— 1,4%. Часть отказов связана с#nbsp;тем, что клиент обратился на#nbsp;исходе искового срока или сотрудник компании подписал документы не#nbsp;глядя. Это очень интересная ситуация, которая все чаще встречается: все друг друга знают, доверяют, а#nbsp;потом в#nbsp;суде выясняется, что среди подписанных документов были такие, где компания сама просит РЖД отставить вагоны в#nbsp;связи с#nbsp;занятостью путей. Или ситуация, когда вагоны идут из#nbsp;Москвы во#nbsp;Владивосток и#nbsp;в#nbsp;Красноярском крае произошла задержка. Грузополучатель во#nbsp;Владивостоке пишет: «Прошу отставить мои вагоны», то#nbsp;есть берет на#nbsp;себя всю ответственность за#nbsp;то, что произошла задержка в#nbsp;Красноярском крае, хотя он#nbsp;никаким образом к#nbsp;ней отношения не#nbsp;имеет.
В#nbsp;таких случаях у#nbsp;РЖД возникает право выставить требование по#nbsp;дополнительной оплате. Ситуация абсурдная, поэтому в#nbsp;первую очередь организуйте работу со#nbsp;своими сотрудниками, рассматривайте под микроскопом каждый документ. Многие подписывают договоры на#nbsp;увеличение сроков доставки и#nbsp;не#nbsp;могут объяснить зачем. Этим компания лишает себя права не#nbsp;только на#nbsp;компенсацию за#nbsp;опоздание, но#nbsp;и#nbsp;вообще на#nbsp;уважительное отношение. Будем честными: зачем считаться с#nbsp;клиентом, если он#nbsp;молча все подписывает?
Другой вопрос#nbsp;— в#nbsp;успешном разрешении дела, какой процент заявленного будет фактически взыскан. Здесь существует интересная статья 333 ГК#nbsp;РФ, которая позволяет суду абсолютно произвольно снизить процент неустойки на#nbsp;любую величину. Практика по#nbsp;регионам разная#nbsp;— от#nbsp;5 до#nbsp;50% скидки. Беда в#nbsp;том, что внутреннее ощущение судьи оспорить невозможно.
Пока такая практика существует, выход видится в#nbsp;том, чтобы тщательнее считать сумму неустойки. Что это значит? Из#nbsp;накладной берется дата нормативного и#nbsp;фактического сроков доставки, провозная плата, умножается по#nbsp;формуле и#nbsp;выходит, к#nbsp;примеру, 10#nbsp;млн#nbsp;руб. пени. Если изучить не#nbsp;только сроки, но#nbsp;и#nbsp;суммы и#nbsp;маршруты, то#nbsp;пеня увеличивается на#nbsp;2−3 млн и#nbsp;это компенсирует ту#nbsp;скидку, которую получат РЖД в#nbsp;суде.
Подводя итог вышесказанному, отмечу две важные вещи.
Первое#nbsp;— взыскание пени для подавляющего большинства клиентов не#nbsp;является самоцелью. Это способ построить взаимоуважительные отношения с#nbsp;РЖД.
Второе#nbsp;— для тех, кто хочет добиться эффективного движения своих грузов и#nbsp;решить иные проблемы с#nbsp;РЖД,#nbsp;— не#nbsp;молчите. У#nbsp;вас есть права, есть способы реализации, требуйте соблюдения сроков доставки грузов и#nbsp;исполнения других обязанностей.
Истина рождается в#nbsp;споре, а#nbsp;если вы#nbsp;не#nbsp;спорите, то#nbsp;и#nbsp;истины никогда не#nbsp;добьетесь. Я#nbsp;считаю, что в#nbsp;цивилизованных спорах (а#nbsp;суд как раз им#nbsp;является) мы#nbsp;сможем добиться того, что эффективность перевозок по#nbsp;железной дороге будет возрастать.